Управление и эксплуатация судна

ПМ.01 Управление и эксплуатация судна (аннотация)

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление и эксплуатация судна и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
  2. Маневрировать и управлять судном.
  3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

 

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования при освоении профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение. Опыт работы не требуется.

   С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

  • аналитического и графического счисления;
  • определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;
  • предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий;
  • использования и анализа информации о местоположении судна;
  • навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
  • определения поправки компаса;
  • постановки судна на якорь и с якоря и швартовных бочек;
  • проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;
  • управления судном, в том числе при выполнении аварийно — спасательных операций;
  • выполнения палубных работ;
  • выполнения первичных действий после столкновения или посадки на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести в соответствии с принятой практикой;
  • навигационная эксплуатация и техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решение навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

 

 

уметь:

  • определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
  • решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
  • свободно читать навигационные карты;
  • вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна;
  • вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;
  • определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
  • ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
  • производить предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи;
  • рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (СКП) счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна;
  • определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
  • составлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора;
  • составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
  • стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы;
  • владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;
  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных сигналов;
  • выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при разделении движения, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения;
  • выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;
  • управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию;
  • использовать радиолокационные станции (РЛС), системы автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), автоматические информационные системы (АИС) для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность плавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех;
  • действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности;
  • выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов;
  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;

знать:

  • основные понятия и определения навигации;
  • назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;
  • электронные навигационные карты;
  • судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет;
  • определение направлений и расстояний на картах;
  • выполнение предварительной прокладки пути судна на картах;
  • условные знаки на навигационных картах;
  • графическое и аналитическое счисление пути судна и оценку его точности;
  • методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности;
  • мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута;
  • средства навигационного оборудования и ограждений;
  • навигационные пособия и руководства для плавания;
  • учет приливно-отливных течений в судовождении;
  • руководство для плавания в сложных условиях;
  • организацию штурманской службы на судах;
  • физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах; влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;
  • маневренные характеристики судна;
  • влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;
  • маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым сооружениям; швартовые операции;
  • плавание во льдах, буксировку судов, снятие судна с мели, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
  • технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;
  • основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно;
  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • правила контроля за судами в портах;
  • роль человеческого фактора;
  • ответственность за аварии.

 

Содержание профессионального модуля:

 

МДК 01.01. Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция.

Раздел 1. Навигация и лоция.

Раздел 2. Навигационная гидрометеорология.

Раздел 3. Мореходная астрономия.

МДК 01.02. Управление судном и технические средства судовождения.

Раздел 1. Управление судном и безопасность плавания.

Раздел 2. Технические средства судовождения.

Раздел 3. Судовое радиооборудование. Организация связи ГМССБ.

МДК 01.03. Судовождение на ВВП и в прибрежном плавании.

Раздел 1. Общая лоция внутренних водных путей.

Раздел 2. Специальная лоция р. Амур.

Раздел 3. Судовождение на внутренних водных путях.

Раздел 4. Использование РЛС на внутренних водных путях.

Курсовая работа.

Учебная практика.

Производственная практика.

 

Программа профессионального модуля ПМ.01 Управление и эксплуатация судна соответствует требованиям ФГОС и предусматривает:

 

всего – 2544 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1392 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 954 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 438 часов;

учебной и производственной практики – 1224 часа.

 

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
  • обоснованный выбор проработки маршрута перехода и подготовки судна к переходу;
  • выполнение алгоритма по определению местоположения судна и счисления;
  • демонстрация работы с картами, руководствами и пособиями;
  • контроль показаний штурманских приборов;
  • выполнение гидрометеорологических наблюдений;
  • демонстрация работы с астрономическими пособиями и обоснованность выбора инструментов.
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и защиты курсовой работы.Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) по разделам профессионального модуля и по итогам учебной и производственной практик. 
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном.
  • соблюдение установленных норм и правил;
  • выполнение правил и порядка несения ходовой и стояночной вахты, несения вахты на якоре и на ходу в качестве дублера- вахтенного помощника капитана в различных условиях плавания и на стоянке;
  • выполнение правил эксплуатации РЛС и САРП для обеспечения безопасности плавания.
Текущий контроль в форме оценки результатов практических работ.Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) по разделам профессионального модуля и по итогам учебной и производственной практик. 
ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.
  • выполнение правил эксплуатации и демонстрация приёмов работы технических средств судовождения и связи, определения их поправок;
  • обоснованность выбора навигационного использования технических средств и организации связи.
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ.Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) по разделам профессионального модуля и по итогам учебной и производственной практик.