Образовательная программа ППКРС 26.01.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация программы подготовки квалифицированных рабочих

1.1. Общие положения

1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы

1.4. Нормативный срок освоения программы

 

2. Характеристика подготовки по специальности

 

3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)

 

4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотации)

 

5. Контроль и оценка результатов освоения СПО по ППКРС

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности

5.2. Требования к выпускным квалификационным работам

5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников

 

1. Аннотация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

1. 1. Общие положения

Нормативно-правовую базу основной профессиональной образовательной программы по специальности составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №858 от 02.08.2013 г., зарегистрирован Минюстом 20.08.2013 г, рег. №29654;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ №464 от 14.06.2013 г, зарегистрирован Минюстом РФ 30.07.2013 г., №29200);

  • Устав техникума;

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №291 от 18.04.2013 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 14.06.2013 г. №28785);

  • Рекомендации Министерства образования и науки РФ по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2007 г.);

  • Документы, регламентирующие реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах профессиональных образовательных программ СПО;

  • Другие нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Локальные акты образовательного учреждения.

 

 

1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

 

Область профессиональной деятельности выпускников:

техническая эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем и технических судовых устройств.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • главные и вспомогательные энергосиловые установки, судовые механизмы, оборудование, технические средства и механизмы судовых систем;

  • морские суда, суда внутреннего водного транспорта, рыбопромыслового и технического флота, специализированные суда, военно-вспомогательные суда.

 

1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы

 

Результаты освоения ППКРС СПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять полученные при освоении учебных дисциплин и междисциплинарных курсов знания, умения, а также приобретенный опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ППКРС СПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 

Общие компетенции выпускника

 

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 

Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции

 

 

 

Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций

ВПД 1.

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств

ПК 1.1.

Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.

ПК 1.2.

Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.

ПК 1.3.

Вести установленную техническую документацию

ПК 1.4.

Соблюдать правила несения судовой вахты

ПК 1.5.

Пользоваться средствами связи

 

 

ВПД 2.

Выполнение судовых работ.

ПК 2.1.

Выполнять слесарно-монтажные работы.

ПК 2.2.

Выполнять швартовные операции.

ПК 2.3.

Выполнять погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза.

ПК 2.4.

Выполнять малярные работы.

 

 

ВПД 3.

Обеспечение безопасности плавания.

ПК 3.1.

Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 3.2

Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара.

ПК 3.3.

Действовать по тревогам.

ПК 3.4.

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ПК 3.5.

Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.

ПК 3.6.

Предупреждать и предотвращать загрязнение водной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Нормативные сроки освоения программы

 

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:

  • на базе среднего общего образования – 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 2 года 5 месяцев.

 

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

  • на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

  • на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.

 

2. Характеристика подготовки СПО по ППКРС

 

Реализация СПО по ППКРС осуществляется в соответствии с регламентирующими документами, указанными в пункте 1.1. и регламентируется документами образовательной организации: учебным планом, программами учебных дисциплин (модулей), практик, календарным учебным графиком, методическими материалами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.

Образовательная программа по профессии предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общепрофессиональный цикл;

  • профессиональный цикл.

Профессиональный цикл состоит профессиональных модулей, в составе которых предусмотрены: учебная и производственная практики.

Инвариантная часть ППКРС составляет 576 часов, вариативная часть – 144 часа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика – 684 часа (19 недель).

Вариативная часть образовательной программы (144 часа) распределена следующим образом:

  • 59 часов расходуется на углубление знаний по общепрофессиональным дисциплинам: ОП.01Основы инженерной графики — 2 часа, ОП.02 Основы механики – 8 часов, ОП.04 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ – 48 часов, ОП.03 Основы электроники и электротехники – 1 час;

  • 85 часов отводится на углубление подготовки по профессиональным модулям с учётом пожеланий работодателей.

По профессиональным модулям проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированных зачётов и экзаменов. Итоговая аттестация по каждому из профессиональных модулей предусмотрена в форме квалификационного экзамена с учётом результатов учебной и производственной практик. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации рассматриваются на предметно-цикловых комиссиях.

Учебная практика (производственное обучение) в объёме 180 часов проводится в период теоретического обучения по профессиональным модулям. Производственное обучение проводится в учебных мастерских техникума 1 раз в неделю по 6 часов (всего – 126 часов) в рамках профессионального модуля ПМ.02 Выполнение судовых работ. По окончании учебной практики проводится дифференцированный зачёт.

В профессиональном модуле ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок предусмотрено 36 часов учебной практики, которая проводится концентрированно после изучения раздела «Эксплуатация СЭУ» в лаборатории СЭУ.

В профессиональном модуле ПМ.03 Обеспечение безопасности плавания 18 часов учебной практики отводятся на отработку практических навыков по использованию спасательных средств на судне.

Производственная практика проводится концентрированно на 2-м курсе во втором семестре. Для прохождения практики студенты по 2-3 человека распределяются на суда по договорам с предприятиями, за практикантами закрепляются наставники из числа командного состава судна. Во время плавательной практики обучающиеся приобретают практический опыт, предусмотренный в содержании основной профессиональной образовательной программы, овладевают общими и профессиональными компетенциями в соответствии с запросами регионального рынка труда и запросами работодателей.

 

Цели, задачи, программы практики и формы отчётности разрабатываются и утверждаются предметно-цикловой комиссией профессионального цикла. Аттестация (зачёт) по итогам производственной практики проводится на основании предоставленного отчёта, подтверждённого документами соответствующих организаций.

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация. Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является предоставление выпускником документов, подтверждающих освоение им компетенций при изучении теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе могут быть предоставлены отчёты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

Государственная итоговая аттестация включает выполнение письменной экзаменационной работы и защиту выпускной квалификационной работы. Тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессиональных модулей и производственной практики по профессии.

Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работы определяются предметно-цикловой комиссией профессионального цикла с участием работодателей на основании порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников техникума по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 26.01.09 Моторист судовой.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации СПО по ППКРС

Образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Содержание каждой учебной дисциплины и профессиональных модулей размещено на сайте техникума.

Внеаудиторная работа обучающихся также обеспечена методическим сопровождением.

Все студенты техникума имеют доступ к библиотечной системе, в фондах которой имеются учебные пособия по учебным дисциплинам и содержанию ППКРС. В библиотеке имеются печатные и электронные издания основной учебной литературы общеобразовательного, социально-экономического профессионального циклов образовательной программы. Также библиотечный фонд обеспечен справочными, периодическими изданиями, электронными учебно-методическими материалами по направлению подготовки.

Для студентов обеспечен доступ к сети Интернет.

 

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплинам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю специальности.

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, модуля.

Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Опыт деятельности на предприятиях водного транспорта является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

 

Основные материально-технические условия для реализации ППКРС

Материально-техническая база техникума обеспечивает проведение всех видов занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной практике, практической и научно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом по профессии. Материально-техническая база техникума соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Для реализации образовательной программы в техникуме имеются:

  • учебные кабинеты и лаборатории, оснащённые наглядными пособиями, образцами материалов и техники, макетами, тренажёрами, оборудованием для практических занятий;

  • компьютерные классы, оснащённые профессиональными программами по специальности, мультимедийными обучающими комплексами;

  • учебные мастерские с необходимым оборудованием для проведения занятий по учебной практике;

  • спортивный зал для проведения занятий по дисциплине и тренажёрной подготовки.

Освоение обучающимися профессиональной программы проводится не только в кабинетах, лабораториях, мастерских техникума, но и на предприятиях, соответствующих профилю получаемой специальности.

 

Характеристика социокультурной среды ОУ, обеспечивающей развитие общих компетенций обучающихся

Техникум создаёт условия для развития общих компетенций обучающихся, формирования и укрепления нравственно-духовных, гражданских, общекультурных качеств личности. В учебном заведении постоянно работают кружки художественной самодеятельности и технического творчества, агитбригада, спортивные секции. Студенты имеют возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах различной направленности, в научно-исследовательской и поисковой работе, спортивных соревнованиях. С обучающимися проводятся внеклассные мероприятия: классные часы, беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми, передовиками производства, работодателями, ветеранами. В техникуме постоянно ведётся работа по формированию здорового образа жизни.

Для профилактики правонарушений проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, работает совет по профилактике. С обучающимися работает педагог-психолог.

 

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППКРС

В соответствии с ФГОС СПО оценка качества освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

 

 

 

3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)

 

Программы учебных дисциплин являются обязательной частью образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования.

Рабочие программы учебных дисциплин могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

В состав ППКРС по профессии среднего профессионального образования «Моторист судовой» входят следующие учебные дисциплины:

 

ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл

ОП.01 Основы инженерной графики

ОП.02 Основы механики

ОП.03 Основы электроники и электротехники

ОП.04 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

ОП.05 Теория и устройство судна

ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

 

Учебная дисциплина ОП.01 Основы инженерной графики (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

  • выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

 

знать:

  • виды нормативно-технической и производственной документации;

  • правила чтения технической документации;

  • способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

  • требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации;

  • правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 51 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 34 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 17 часов.

 

Учебная дисциплина ОП.02 Основы механики (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать условия работы деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность;

  • соединять разъёмные соединения;

  • читать кинематические схемы;

 

знать:

  • классификацию механизмов и машин;

  • звенья механизмов;

  • кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);

  • классификацию, назначение и требования к деталям и сборочным единицам;

  • виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);

  • назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;

  • виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;

  • основные сведения по сопротивлению материалов;

  • основные виды деформации и распределение напряжения при них;

  • внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;

  • основные понятия гидростатики и гидродинамики.

 

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 60 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 40 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 20 часов.

 

 

Учебная дисциплина ОП.03 Основы электроники и электротехники (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 

  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

  • собирать простейшие электрические схемы;

  • пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

  • проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать

качество выполняемых работ.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 

знать:

  • электротехническую терминологию;

  • основные законы электротехники;

  • типы электрических схем;

  • правила выполнения электрических схем;

  • методы расчета электрических цепей;

  • основные элементы электрических сетей;

  • принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

  • схемы электроснабжения;

  • основные правила эксплуатации электрооборудования;

  • способы экономии электроэнергии;

  • основные электротехнические материалы;

  • правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

  • принципы работы типовых электронных устройств.

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 81 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 54 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося — 27 часов.

 

Учебная дисциплина ОП.04 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;

  • проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;

  • пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

  • использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;

  • выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развёртывание отверстий, клёпку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

  • выполнять смазку деталей и узлов.

 

знать:

  • особенности строения металлов и сплавов;

  • основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

  • основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;

  • виды обработки металлов и сплавов;

  • последовательность слесарных операций;

  • приёмы выполнения общеслесарных работ;

  • требования к качеству обработки деталей;

  • виды износа деталей и узлов;

  • основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;

  • основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;

  • назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;

  • оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ;

  • свойства смазочных материалов.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 80 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.

 

 

 

 

Учебная дисциплина ОП.05 Теория и устройство судна (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять информацию об остойчивости судна, диаграммы, устройства и компьютерные программы для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии судна и в случае частичной потери плавучести.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы;

  • национальные и международные требования к остойчивости судов;

  • теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

  • маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 72 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 36 часов.

 

 

Учебная дисциплина ОП.06 Безопасность жизнедеятельности (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Моторист судовой.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 

знать:

 

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 32 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося — 16 часов.

 

 

 

4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотация)

 

В состав программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО «Моторист судовой» входят 3 профессиональных модуля:

  • ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств;

  • ПМ.02 Выполнение судовых работ;

  • ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания.

 

 

ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО 26.01.09 Моторист судовой в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.

2. Под руководством вахтенного механика управлять главными и

вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.

3. Вести установленную техническую документацию.

4. Соблюдать правила несения судовой вахты.

5. Пользоваться средствами связи.

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области эксплуатации судовых энергетических установок.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

  • эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств;

  • выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;

  • устранения повреждений теплоизоляции, трубопроводов, теплообменных аппаратов;

  • выполнения профилактических работ, установленных правилами технической эксплуатации; борьбы с коррозией;

  • обслуживания двигателей при реверсах и маневрах;

  • подготовки двигателей и вспомогательных механизмов к ремонту;

  • разборки, ремонта и сборки;

 

уметь:

  • нести вахту согласно судовому расписанию в машинном отделении и на центральном пульте управления, выполнять (под наблюдением вахтенного механика) маневры главного двигателя по сигналам с командного поста;

  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт компрессоров, теплообменных аппаратов;

  • очищать фильтры водяной и масляной систем, системы кондиционирования воздуха;

  • осуществлять техническую эксплуатацию грузовых и зачистных насосов и трубопроводов, системы замера груза, газоотвода;

  • проводить регулирование холодильного агента рефрижераторной установки, удаление и заправку рефрижераторной установки;

  • обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей, вспомогательных механизмов, валопроводов, средств автоматизации, движителей, механической части рулевого устройства и всех систем, обеспечивающих их надежное функционирование в соответствии с инструкциями;

  • следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов по контрольно-измерительным приборам и внешним признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;

  • проводить техническое обслуживание и ремонт парогенераторов и паровых турбин;

  • производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;

  • обслуживать электрооборудование машинного отделения и электроприводных механизмов, судовые системы и трубопроводы машинного отделения;

  • проводить дефектовку деталей остова двигателей, кривошипно-шатунного механизма, производить регулировку, устранять неисправности механизма газораспределения, топливных насосов, осуществлять техническое обслуживание топливной системы;

  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств автоматизации, осуществлять контроль за их работой по контрольно-измерительным приборам;

  • принимать меры при выходе параметров за пределы допустимого;

  • управлять клапанами и клинкетами судовых систем;

знать:

  • классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания (назначение, принцип действия, конструктивное выполнение);

  • рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;

  • параметры технической эксплуатации главных двигателей;

  • смесеобразование дизелей и карбюраторных двигателей, виды смесеобразования, устройство и принцип работы карбюратора;

  • остов двигателя внутреннего сгорания, схемы компоновки, общее устройство, фундаментную раму, рамовые подшипники, амортизаторы, станины;

  • назначение, устройство кривошипно-шатунного механизма;

  • назначение, устройство механизма газораспределения (регулировку, возможные неисправности, обслуживание и ремонт);

  • смазочную систему двигателя внутреннего сгорания, предъявляемые требования, свойства смазочных материалов;

  • назначение, классификацию топливной системы, ее составные элементы;

  • виды топлива, применяемые для двигателей внутреннего сгорания, нормы, учет расхода;

  • системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;

  • назначение, основные элементы и обслуживание общесудовых систем;

  • схемы, составные элементы электрооборудования судов, назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок судна;

  • принцип действия и устройство электрогенераторов и электродвигателей;

  • судовые электроэнергетические системы, устройство и принцип действия системы дистанционного управления, средств автоматизации механизмов машинного отделения и аварийно-предупредительной сигнализации;

  • назначение, характеристики, принцип действия судовых парогенераторов, схемы питания;

  • принцип действия, устройство, техническую эксплуатацию и ремонт паровых турбин;

  • назначение основных судовых вспомогательных механизмов;

  • эксплуатационные показатели насосов, гидроприводов, вентиляторов, компрессоров, сепараторов, водоопреснительных установок;

  • техническое использование рулевых машин, якорных, швартовных и грузоподъемных механизмов, управление действием судовых систем;

  • такелажное снаряжение;

  • устройство валопроводов, судовых движителей, передачи от главных двигателей на гребные валы.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 808 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 340 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 227 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося – 113 часов;

учебной и производственной практики – 468 часов.

 

 

ПМ.02 Выполнение судовых работ (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Выполнение судовых работ является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.09 Моторист судовой

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Выполнение судовых работ

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Выполнять слесарно-монтажные работы.

2. Выполнять швартовные операции;

3. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза.

4. Выполнять малярные работы.

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего и среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

 

иметь практический опыт:

  • повседневного ухода за судном и судовыми устройствами;

  • работы с измерительным инструментом и оборудованием;

  • выполнения слесарно-монтажных и ремонтных работ;

  • выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

  • выполнения малярных работ;

 

уметь:

  • осуществлять повседневный уход за корпусом, надстройками, внутренними помещениями, грузовыми трюмами, цистернами, грузовыми танками и судовыми устройствами и механизмами;

  • выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

  • выполнять смазку деталей и узлов;

  • работать с нормативными и справочными документами для выбора материала с целью обеспечения требуемых характеристик изделия;

  • выбирать материалы для конструкций в соответствии с их назначением и условиями эксплуатации;

  • ремонтировать и регулировать оборудование, разбираться в технической документации на оборудование, заполнять техническую документацию;

  • готовить инструмент, поверхности и лакокрасочные материалы к окрасочным работам: осуществлять покрасочные работы различными способами с соблюдением технологии и техники безопасности;

  • соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную;

  • осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с соблюдением технологии и техники безопасности;

 

знать:

  • повседневные работы, выполняемые на судне;

  • виды, приемы и последовательность выполнения слесарных работ;

  • правила выбора и применения инструментов;

  • лакокрасочные материалы (краски, лаки, олифы, растворители, разбавители, грунтовки, шпаклевки): назначение, химические и физические свойства, область применения, нормы расхода, подготовку к применению;

  • технологию покраски различных поверхностей;

  • меры безопасности при выполнении малярных работ;

  • основные виды грузов, перевозимых на судне, и требования, предъявляемые к их перевозке;

  • правила подготовки грузовых трюмов к приему груза и правила его размещения;

  • виды транспортных документов и порядок их оформления;

  • организацию и правила производства грузовых работ.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

 

всего – 573 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –159 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –106 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося – 53 часа;

учебной и производственной практики – 414 часов.

 

 

ПМ.03 Обеспечение безопасности плавания (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.09 Моторист судовой в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение безопасности плавания,

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

2. Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара.

3. Действовать по тревогам.

4. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

5. Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.

6. Предупреждать и предотвращать загрязнения водной среды.

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

 

иметь практический опыт:

  • действий по тревогам;

  • борьбы за живучесть судна;

  • выполнения указаний при оставлении судна;

  • использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;

  • использования средств индивидуальной защиты;

  • действий при оказании первой медицинской помощи;

  • устранения последствий различных аварий.

 

уметь:

  • действовать при различных авариях;

  • применять средства и системы пожаротушения;

  • применять средства по борьбе с водой;

  • пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;

  • применять меры защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях;

  • производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;

  • управлять коллективными спасательными средствами;

  • предотвращать неразрешенный доступ на судно;

  • оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи.

 

знать:

  • нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;

  • расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;

  • порядок действий при авариях;

  • мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;

  • особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;

  • виды средств индивидуальной защиты;

  • мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;

  • методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;

  • виды и способы подачи сигналов бедствия;

  • способы выживания на воде;

  • виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;

  • устройства спуска и подъема спасательных средств;

  • порядок действий при поиске и спасании;

  • порядок действий при оказании первой медицинской помощи;

  • мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;

  • комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

 

всего – 270 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 48 часов;

учебной и производственной практики – 126 часов.

 

 

5. Контроль и оценка результатов освоения СПО по ППКРС

 

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций.

 

Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются инженерно-педагогическими работниками техникума и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются директором техникума после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением создаются условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения профессиональной практики.

 

 

 

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 1.1.Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.

Выполнение правил обслуживания, ремонта главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 1.2. Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.

Под руководством вахтенного механика соблюдение правил и порядка управления главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 1.3. Вести установленную техническую документацию.

Выполнение требований по ведению установленной технической документации.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 1.4. Соблюдать правила несения судовой вахты.

Соблюдение установленных правил несения судовой вахты.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 1.5. Пользоваться средствами связи

Выполнение правил эксплуатации средств связи.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 2.1. Выполнять слесарно-монтажные работы

Обоснованный выбор инструментов и материалов слесарных и слесарно-монтажных работ.

Соблюдение технологии выполнения слесарных и слесарно-монтажных работ.

Обоснованный выбор материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделия в соответствии с назначением и условиями эксплуатации.

Соблюдение технологии выполнения смазки деталей и узлов.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении слесарных и слесарно-монтажных работ.

Осуществление контроля произведённых работ в соответствии с техническими требованиями.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 2.2. Выполнять швартовные операции

Соблюдение правил подготовки к действию швартовных механизмов.

Соблюдение правил эксплуатации швартовных механизмов.

Соблюдение правил подачи, травления, правильного крепления и отдачи швартовного троса.

Выполнение правил работы на шпиле (брашпиле), лебедке.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 2.3. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза

Выполнение требований, предъявляемых к перевозке на судне различных видов грузов.

Соблюдение правил подготовки грузовых трюмов к приему груза и его размещению.

Заполнение транспортных документов в соответствии с установленными требованиями;

Обоснованный выбор операций при выполнении грузовых работ.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 2.4. Выполнять малярные работы

Обоснованный выбор видов и объёма покрасочных работ.

Соблюдение технологии подготовки красок и материалов к работе.

Обоснованный выбор инструментов для малярных работ.

Соблюдение технологии покрасочных работ.

Выполнение правил техники безопасности при проведении малярных работ.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.1. Применять средства по борьбе за живучесть судна

 

Рациональный выбор средств по борьбе за живучесть судна в соответствии с ситуацией

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.2. Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара

 

Соблюдение мер пожарной безопасности.

Обоснованный выбор средств пожаротушения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.3. Действовать по тревогам

 

Выполнение расписания по тревогам, знание видов и сигналов тревог.

Соблюдение порядка действий при авариях.

 

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.4. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим

 

Своевременность выбора средств и методов при оказании медицинской помощи пострадавшим.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.5. Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства

Рациональность и своевременность действий при оставлении судна.

Обоснованность выбора при использовании спасательных средств.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

ПК 3.6. Предупреждать и предотвращать загрязнения водной среды

Рациональность и своевременность мероприятий по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии через участие во внеурочных мероприятиях, представление положительных характеристик с мест практик.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

 

Эффективность и качество выполнения поставленных профессиональных задач, рациональное планирование своей деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

Оценка рабочей ситуации, проведение своевременного контроля и корректировка деятельности в соответствии с нормативной документацией.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

Целесообразное использование различных источников информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оформление результатов учебной и профессиональной деятельности с использованием ИКТ.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

Корректное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, соблюдение норм этикета и профессиональной этики.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация профессиональных навыков при исполнении воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

 

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

 

 

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

 

5.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы

 

Требования к выпускным практическим квалификационным работам — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании Положения о государственной итоговой аттестации выпускников по программе подготовки квалифицированных рабочих.

 

5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников.

 

Организация государственной итоговой аттестации выпускников проводится в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников техникума и требованиями программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.

Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по профессии в части государственных требований к уровню подготовки выпускника, а также его профессиональных компетенций.

Видами итоговых государственных аттестационных испытаний по профессии 26.01.09 Моторист судовой являются:

  • выпускная практическая квалификационная работа;

  • защита письменной экзаменационной работы.

Результаты аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

К государственной итоговой аттестации допускается выпускник, успешно завершивший в полном объеме освоение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 26.01.09 Моторист судовой.

 

Программа государственной итоговой аттестации является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и включает:

  • вид итоговой государственной аттестации – выпускная квалификационная практическая работа и защита письменной экзаменационной работы;

  • объем времени на подготовку и проведение ГИА – 1 неделя;

  • сроки проведения ГИА – с 20 января по 25 января;

  • необходимые экзаменационные материалы – согласовываются с предметно-цикловой комиссией, представителями работодателей, утверждаются директором техникума;

  • условия подготовки и процедура проведения ГИА рассматриваются на предметно-цикловой комиссии профессионального цикла и утверждаются директором техникума;

  • формы проведения ГИА – устная защита письменной экзаменационной работы;

  • критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника разрабатываются на ПЦК, согласовываются с работодателями и утверждаются директором техникума.

Программа ГИА доводится до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала ГИА.

 

Для проведения и государственной итоговой аттестации создается Государственная экзаменационная комиссия в порядке, предусмотренном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Решение о присвоении выпускнику квалификации по профессии и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании принимается Государственной экзаменационной комиссией по результатам ГИА.