Образовательная программа ППССЗ 26.02.03

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация основной образовательной программы профессиональной подготовки

1.1. Общие положения

1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы

1.4. Нормативный срок освоения программы

 

2. Характеристика подготовки по специальности

 

3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)

 

4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотации)

 

5. Контроль и оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности

5.2. Требования к выпускным квалификационным работам

5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников

 

1. Аннотация основной образовательной программы профессиональной подготовки

 

1. 1. Общие положения

Нормативно-правовую базу основной профессиональной образовательной программы по специальности составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №441 от 07.05.2014 г., зарегистрирован Минюстом 18.07.2014 г., рег. №32743;

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утверждённого приказом Минобрнауки РФ №464 от 14.06.2013 г, зарегистрирован Минюстом РФ 30.07.2013 г., №29200);

  • Устава техникума;

  • Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №291 от 18.04.2013 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 14.06.2013 г. №28785);

  • Рекомендации Министерства образования и науки РФ по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2007 г.);

  • Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО от 20.10.2010 г. №12-696;

  • Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования (одобрено НМС Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», протокол №1 от 3 февраля 2011 г.).

 

1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

 

Область профессиональной деятельности выпускников:

эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

судовые энергетические установки и механизмы;

перевозимые грузы;

навигационное оборудование;

коллективные и индивидуальные спасательные средства;

экипажи судов.

 

1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы

 

В результате освоения профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

Общие компетенции

 

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.

 

Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции

 

Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций

ВПД 1.

Управление и эксплуатация судна.

ПК 1.1.

Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.

ПК 1.2.

Маневрировать и управлять судном.

ПК 1.3.

Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

 

 

ВПД 2.

Обеспечение безопасности плавания.

ПК 2.1.

Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

ПК 2.2.

Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 2.3.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

ПК 2.4.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

ПК 2.5.

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ПК 2.6.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства

ПК 2.7.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

 

 

ВПД 3.

Обработка и размещение груза.

ПК 3.1.

Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.

ПК 3.2.

Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.

 

 

ВПД 4.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

ПК 4.1.

Соблюдать правила несения судовой вахты.

ПК 4.2.

Применять технические средства и инструменты.

ПК 4.3.

Выполнять судовые работы

 

ПК 4.4.

Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.

ПК 4.5.

Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.

 

1.4. Нормативные сроки освоения программы

 

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:

  • на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.

 

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

  • на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

  • на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 10 месяцев.

 

2. Характеристика подготовки по специальности

 

Реализация программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО осуществляется в соответствии с регламентирующими документами, указанными в пункте 1.1. и регламентируется документами образовательной организации: учебным планом, программами учебных дисциплин (модулей), практик, календарным учебным графиком, методическими материалами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.

ППССЗ по специальности предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

  • математический и общий естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, в составе которых предусмотрены: учебная, производственная и преддипломная практики.

Инвариантная часть ППССЗ составляет 1736 часов, вариативная часть – 712 часов, учебная практика и производственная практика – 1872 часа (52 недели).

Вариативная часть ППССЗ по согласованию с работодателями распределена следующим образом:

  • 36 часов отводится на общий гуманитарный и социально-экономический цикл (на изучение раздела «Профессиональные темы» по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык);

  • 20 часов — на дисциплины математического и естественнонаучного цикла (на прикладное изучение основ математического анализа по дисциплине ЕН.01 Математика);

  • 72 часа отводится на общепрофессиональные дисциплины;

  • 584 часа — на профессиональные модули. ПМ.01Управление и эксплуатация судна: в МДК.01.02 Управление судном и технические средства судовождения добавлено 54 часа на изучение судового радиооборудования и средств связи; по согласованию с работодателями введён МДК.01.03 Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании, на изучение которого отводится 346 часов вариативной части. 32 часа вариативной части добавлено в ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания в МДК.02.01 на изучение темы «Управление безопасностью на водном транспорте». На получение рабочих профессий, предусмотренных федеральным образовательным стандартом по специальности в рамках ПМ.04, отводится 152 часов вариативной части. Для повышения интереса к профессиональной подготовке обучение по профессиональным модулям начинается с 1-го курса одновременно с общеобразовательными дисциплинами.

Промежуточная аттестация по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов, общепрофессиональным дисциплинам проводится в форме зачётов, дифференцированных зачётов и экзаменов. Экзамены предусмотрены: по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык — на 4-м курсе, ОП.03 Электроника и электротехника — во 2-м семестре 3-го курса, ОП.06 Теория и устройство судна – в 1-м семестре 3-го курса.

Промежуточная аттестация по профессиональным модулям проводится в виде дифференцированных зачётов и экзаменов. Экзамены предусмотрены в модуле ПМ.01 Управление и эксплуатация судна: в МДК.01.02 Управление судном и технические средства судовождения во 2-м семестре 2-го курса, в МДК.01.03 Судовождение на ВВП и в прибрежном плавании – 2 экзамена (во 2-м семестре 2-го курса по общей и специальной лоции ВВП и после изучения всего МДК.01.03 на 4-м курсе). В других модулях промежуточная аттестация проводится в виде дифференцированных зачётов. По окончании каждого модуля (после прохождения производственной практики) проводится квалификационный экзамен, который учитывает полученные знания, практический опыт и освоенные общие и профессиональные компетенции.

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации рассматриваются на предметно-цикловых комиссиях.

Учебная практика проводится концентрированно: в объёме 216 часов (6 недель) после изучения МДК.01.01 перед прохождением производственной практики по данному междисциплинарному курсу во 2-м семестре на 2-м курсе, в объёме 72 часов (2 недели) после изучения междисциплинарного курса модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессиям рабочих на 2-м курсе перед производственной практикой по этому модулю. По окончании учебной практики проводится комплексный дифференцированный зачёт. На 3 курсе перед производственной практикой по профессиональному модулю ПМ.02 Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность предусмотрено ещё 2 недели учебной практики, по результатам которой проводится дифференцированный зачёт.

Производственная практика проводится концентрированно на 2-м и 3-м курсе после промежуточной аттестации и учебной практики во втором семестре. Для прохождения практики студенты по 2-3 человека распределяются на суда по договорам с предприятиями, за практикантами закрепляются наставники из числа командного состава судна. Во время плавательной практики обучающиеся приобретают практический опыт, предусмотренный в содержании основной профессиональной образовательной программы, овладевают общими и профессиональными компетенциями в соответствии с запросами регионального рынка труда и запросами работодателей.

Цели, задачи, программы практики и формы отчётности разрабатываются и утверждаются предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин. Предусматриваются два комплексных дифференцированных зачёта: в 1-м семестре 3-го курса по профессиональным модулям ПМ.01Управление и эксплуатация судна и ПМ.04. Выполнение работ по профессиям рабочих; в 1-м семестре 4-го курса по ПМ.01, ПМ.02 Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность, ПМ.03 Обработка и размещение груза. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании предоставленного отчёта, подтверждённого документами соответствующих организаций. После завершения обучения по профессиональным модулям и квалификационных экзаменов по ним проводится преддипломная практика, во время прохождения которой студенты могут занимать вакантные должности на судах в соответствии с получаемой квалификацией.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ППССЗ СПО

ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям программы. Содержание каждой учебной дисциплины и профессиональных модулей размещено на сайте техникума.

Внеаудиторная работа обучающихся также обеспечена методическим сопровождением.

Все студенты техникума имеют доступ к библиотечной системе, в фондах которой имеются учебные пособия по учебным дисциплинам и содержанию ППССЗ. В библиотеке имеются печатные и электронные издания основной учебной литературы общеобразовательного, социально-экономического профессионального циклов образовательной программы. Также библиотечный фонд обеспечен справочными, периодическими изданиями, электронными учебно-методическими материалами по направлению подготовки.

Для студентов обеспечен доступ к сети Интернет.

 

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплинам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю специальности.

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, модуля.

Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Опыт деятельности на предприятиях водного транспорта является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

 

Основные материально-технические условия для реализации ППССЗ СПО

Материально-техническая база техникума обеспечивает проведение всех видов занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной практике, практической и научно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом по специальности. Материально-техническая база техникума соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Для реализации ППССЗ в техникуме имеются:

  • учебные кабинеты и лаборатории, оснащённые наглядными пособиями, образцами материалов и техники, макетами, тренажёрами, оборудованием для практических занятий;

  • компьютерные классы, оснащённые профессиональными программами по специальности, мультимедийными обучающими комплексами;

  • учебные мастерские с необходимым оборудованием для проведения занятий по учебной практике;

  • спортивный зал для проведения занятий по дисциплине и тренажёрной подготовки.

Освоение обучающимися профессиональной программы проводится не только в кабинетах, лабораториях, мастерских техникума, но и на предприятиях, соответствующих профилю получаемой специальности.

 

Характеристика социокультурной среды ОУ, обеспечивающей развитие общих компетенций обучающихся

Техникум создаёт условия для развития общих компетенций обучающихся, формирования и укрепления нравственно-духовных, гражданских, общекультурных качеств личности. В учебном заведении постоянно работают кружки художественной самодеятельности и технического творчества, агитбригада, спортивные секции. Студенты имеют возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах различной направленности, в научно-исследовательской и поисковой работе, спортивных соревнованиях. С обучающимися проводятся внеклассные мероприятия: классные часы, беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми, передовиками производства, работодателями, ветеранами. В техникуме постоянно ведётся работа по формированию здорового образа жизни.

Для профилактики правонарушений проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, работает совет по профилактике. С обучающимися работает педагог-психолог.

 

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ СПО

В соответствии с ФГОС СПО оценка качества освоения обучающимися ППССЗ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

 

3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)

 

Программы учебных дисциплин являются обязательной частью ППССЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования.

Рабочие программы учебных дисциплин могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

В состав образовательной программы по специальности среднего профессионального образования базового уровня «Судовождение» входят следующие учебные дисциплины:

 

ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

ОГСЭ.01 Основы философии

ОГСЭ.02 История

ОГСЭ.03 Иностранный язык

ОГСЭ.04 Физическая культура

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл

ЕН.01 Математика

ЕН.02 Информатика

ЕН.03 Экологические основы природопользования

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.01 Инженерная графика

ОП.02 Механика

ОП.03 Электроника и электротехника

ОП.04 Правовые основы профессиональной деятельности

ОП.05 Метрология и стандартизация

ОП.06 Теория и устройство судна

ОП.07 Безопасность жизнедеятельности

 

Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Судовождение».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу профессиональной образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картины мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.

 

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Судовождение».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу профессиональной образовательной программы.

 

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

  • показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

  • сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

  • показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – ХХI вв.);

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их деятельности;

  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 72 часа,

в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.

 

 

 

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 Английский язык (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Судовождение».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «Английский язык» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу профессиональной образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

  • переводить (со словарём) иностранные тексты профессиональной направленности;

  • самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 258 часаов,

в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 172 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося — 86 часов.

 

Учебная дисциплина ОГСЭ.04 Физическая культура (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Судовождение».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу профессиональной образовательной программы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;

  • основы здорового образа жизни.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 272 часа,

в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 136 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 136 часов.

 

 

Учебная дисциплина ЕН.01 Математика (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: для береговых подразделений водного транспорта и судовых специалистов морского и речного флота.

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл – ЕН.01

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • решать простые дифференциальные уравнения, применять основные численные методы для решения прикладных задач;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и методы математического анализа, основы теории вероятностей и математической статистики, основы теории дифференциальных уравнений.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 84 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 56 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 28 часов.

 

Учебная дисциплина ЕН.02 Информатика (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: для береговых подразделений водного транспорта и судовых специалистов морского и речного флота.

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл – ЕН.02.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители для обмена данными между машинами;

  • создавать резервные копии, архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения;

  • использовать Интернет для решения профессиональных задач, технические программные средства защиты информации при работе с компьютерными системами в соответствии с приёмами антивирусной защиты;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных сетей;

  • основные этапы решения задач с помощью ЭВМ, методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 60 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 40 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 20 часов.

 

Учебная дисциплина ЕН.03 Экологические основы природопользования (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности.

 

Входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин – ЕН.03.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

  • грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь организмов и среды обитания, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, условия устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 32часа;

  • самостоятельной работы обучающегося — 16 часов.

 

Учебная дисциплина ОП.01 Инженерная графика (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение, базовой и углубленной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение.

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    • выполнять технические схемы, чертежи и эскизы деталей, узлов и агрегатов машин, сборочных чертежей и чертежей общего вида;

    • разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию;

    • использовать средства машинной графики в профессиональной деятельности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные методы проецирования, современные средства инженерной графики;

  • правила разработки, оформления конструкторской и технологической документации, способы графического представления пространственных образов.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 68 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 40 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 28 часов.

Учебная дисциплина ОП.02 Механика (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы 180000 Морская техника: 180403 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: для береговых подразделений водного транспорта и судовых специалистов морского и речного флота.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать условия работы деталей машин и механизмов;

  • оценивать их работоспособность;

  • выполнять проверочные расчеты по сопротивлению материалов и деталям машин.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • общие законы статики и динамики жидкостей и газов;

  • основные понятия, законы и модели механики, кинематики, классификацию механизмов, узлов и деталей, критерии работоспособности и влияющие факторы, динамику преобразования энергии в механическую работу;

  • анализ функциональной возможности механизмов и области их применения.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 86 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 38 часов.

 

 

Учебная дисциплина ОП.03 Электроника и электротехника (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: для береговых подразделений водного транспорта и судовых специалистов морского и речного флота.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • производить измерения электрических величин;

  • включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу;

  • устранять отказы и повреждения электрооборудования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные разделы электротехники и электроники;

  • электрические измерения и приборы;

  • микропроцессорные средства измерения.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 144 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 96 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 48 часов.

 

 

Учебная дисциплина ОП.04 Правовые основы профессиональной деятельности (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 126.02.03 Судовождение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: для береговых подразделений водного транспорта и судовых специалистов морского и речного флота.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять административные правонарушения и административную ответственность;

  • оформлять нормативные акты по перевозке грузов, пассажиров и багажа;

  • применять правовые акты по обеспечению безопасности судоходства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятия правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

  • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

  • организационно-правовые нормы юридических лиц;

  • дисциплинарную и материальную ответственность работника;

  • административные и уголовные правонарушения и административную и уголовную ответственность;

  • права социальной защиты граждан;

  • правовой статус судна;

  • международно-правовой режим морских пространств;

  • международные и национальные нормы по квалификации и комплектованию судового экипажа;

  • правовые основы коммерческой эксплуатации судов;

  • нормативные акты по перевозке грузов, пассажиров и багажа;

  • правовое регулирование хозяйственных операций;

  • правовые акты по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства;

  • правовое регулирование при чрезвычайных обстоятельствах;

  • основы страхования;

  • порядок разрешения имущественных споров;

  • способы защиты интересов граждан и судов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося–66 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 44 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося — 22 часов.

 

Учебная дисциплина ОП.05 Метрология и стандартизация (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение, базовой и углубленной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников водного транспорта при наличии среднего общего образования; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться средствами измерений физических величин;

  • соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты;

  • учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;

  • пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и определения метрологии и стандартизации;

  • принципы государственного метрологического контроля и надзора;

  • принципы построения международных и отечественных технических регламентов, стандартов, область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;

  • правила пользования техническими регламентами, стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией в области водного транспорта;

  • основные понятия и определения метрологии, виды погрешностей, погрешности определения навигационных параметров.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 32 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося – 8 часов.

 

Учебная дисциплина ОП.06 Теория и устройство судна (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение, базовой и углубленной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять информацию об остойчивости судна, диаграммы, устройства и компьютерные программы для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии судна и в случае частичной потери плавучести.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;

  • судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;

  • требования к остойчивости судна;

  • теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

  • маневренные, навигационные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, условия остойчивости в неповреждённом состоянии для всех условий загрузки;

  • техническое обслуживание судна.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 100 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.

 

 

Учебная дисциплина ОП.07 Безопасность жизнедеятельности (аннотация)

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение, базовой и углубленной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл профессиональной образовательной программы по специальности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 98 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 68 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося — 30 часов.

 

 

 

 

4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотация)

 

В состав программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 26.02.03 Судовождение входят 4 профессиональных модуля:

  • ПМ.01 Управление и эксплуатация судна;

  • ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания;

  • ПМ.03 Обработка и размещение груза;

  • ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих.

 

 

ПМ.01 Управление и эксплуатация судна (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление и эксплуатация судна и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.

2. Маневрировать и управлять судном.

3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

 

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования при освоении профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение. Опыт работы не требуется.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

  • аналитического и графического счисления;

  • определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;

  • предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий;

  • использования и анализа информации о местоположении судна;

  • навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

  • определения поправки компаса;

  • постановки судна на якорь и с якоря и швартовных бочек;

  • проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;

  • управления судном, в том числе при выполнении аварийно — спасательных операций;

  • выполнения палубных работ;

  • выполнения первичных действий после столкновения или посадки на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести в соответствии с принятой практикой;

  • навигационная эксплуатация и техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решение навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

 

уметь:

  • определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;

  • решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;

  • свободно читать навигационные карты;

  • вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна;

  • вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;

  • определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;

  • ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;

  • производить предварительную прокладку по маршруту перехода;

  • производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;

  • рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи;

  • рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (СКП) счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна;

  • определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;

  • составлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора;

  • составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;

  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;

  • стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы;

  • владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;

  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных сигналов;

  • выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;

  • эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;

  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при разделении движения, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения;

  • выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;

  • управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию;

  • использовать радиолокационные станции (РЛС), системы автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), автоматические информационные системы (АИС) для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;

  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;

  • эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность плавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех;

  • действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности;

  • выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов;

  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;

 

знать:

  • основные понятия и определения навигации;

  • назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;

  • электронные навигационные карты;

  • судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет;

  • определение направлений и расстояний на картах;

  • выполнение предварительной прокладки пути судна на картах;

  • условные знаки на навигационных картах;

  • графическое и аналитическое счисление пути судна и оценку его точности;

  • методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности;

  • мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута;

  • средства навигационного оборудования и ограждений;

  • навигационные пособия и руководства для плавания;

  • учет приливно-отливных течений в судовождении;

  • руководство для плавания в сложных условиях;

  • организацию штурманской службы на судах;

  • физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах; влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;

  • маневренные характеристики судна;

  • влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;

  • маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым сооружениям; швартовые операции;

  • плавание во льдах, буксировку судов, снятие судна с мели, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;

  • технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;

  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;

  • основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно;

  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;

  • правила контроля за судами в портах;

  • роль человеческого фактора;

  • ответственность за аварии.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 2544 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1392 часа, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 954 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося – 438 часов;

  • учебной и производственной практики – 1224 часа.

 

 

ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания (аннотация)

 

Программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Обеспечение безопасности плавания

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, для предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

 

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства при наличии среднего общего образования; при освоении профессиональной образовательной программы СПО углубленной подготовки; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение. Опыт работы не требуется.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • действий по тревогам;

  • борьбы за живучесть судна;

  • организации и выполнения указаний при оставлении судна;

  • использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;

  • использования средств индивидуальной защиты;

  • действий при оказании первой медицинской помощи;

уметь:

  • действовать при различных авариях;

  • применять средства и системы пожаротушения;

  • применять средства по борьбе с водой;

  • пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;

  • применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;

  • производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;

  • управлять коллективными спасательными средствами;

  • устранять последствия различных аварий;

  • обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;

  • предотвращать неразрешенный доступ на судно;

  • оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;

знать:

  • нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;

  • расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;

  • организацию проведения тревог;

  • порядок действий при авариях;

  • мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;

  • виды и химическую природу пожара;

  • виды средств и системы пожаротушения на судне;

  • особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;

  • виды средств индивидуальной защиты;

  • мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;

  • методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;

  • виды и способы подачи сигналов бедствия;

  • способы выживания на воде;

  • виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;

  • устройства спуска и подъема спасательных средств;

  • порядок действий при поиске и спасании;

  • порядок действий при оказании первой медицинской помощи;

  • мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;

  • комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего –639 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 423 часа, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 282 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося – 141 час;

  • учебной и производственной практики – 216 часов.

 

 

ПМ.03 Обработка и размещение груза (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Обработка и размещение груза

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение,

крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.

2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и

обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.

 

Программа профессионального модуля может быть использована при освоении образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня, образовательной программы высшего профессионального образования, при освоении профессий рабочих в рамках специальности СПО 26.02.03 Судовождение.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • проведения грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов;

 

уметь:

  • организовывать обработку опасных, вредных и ядовитых грузов в соответствии с международными и национальными правилами;

  • использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами;

 

знать:

  • свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки, выгрузки и хранения;

  • обеспечение сохранности грузов;

  • особенности перевозки жидких грузов наливом;

  • грузовые операции на танкерах;

  • организационную структуру и направления коммерческой деятельности на водном транспорте;

  • внешнеторговые операции, фрахтование судов, типовые чартеры;

  • коммерческие операции по перевозке грузов;

  • специальные правила перевозки грузов;

  • основы формирования тарифов на операции с грузом;

  • таможенно-транспортные операции;

  • агентирование судов;

  • ресурсо- и энергосберегающие технологии;

  • правила безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, ядовитые и вредные грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 274 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –100 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося – 50 часов;

  • учебной и производственной практики – 144 часа.

 

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (аннотация)

 

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Соблюдать правила несения судовой вахты.

  1. Применять технические средства и инструменты.

  1. Выполнять судовые работы.

  1. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.

  1. Осуществлять швартовые операции согласно судовому расписанию.

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при освоении рабочей профессии в рамках специальности 26.02.03 Судовождение при наличии среднего общего образования или начального профессионального образования.

Опыт работы не требуется.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • эксплуатации технических средств и инструментов;

  • проведения практических работ по надводной и подводной части корпуса, а также внутри судовых помещений;

  • несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты;

  • удерживания судна на заданном курсе;

  • -определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза;

  • управления палубными техническими средствами;

  • использования швартовых, рулевых устройств, палубных механизмов.

 

уметь:

  • осуществлять своевременные проверки судовых устройств и их деталей;

  • обеспечивать безопасность судовых работ;

  • выполнять такелажные, слесарные, малярные работы;

  • управлять палубными техническими средствами;

  • готовить к действию швартовые механизмы, обслуживать их во время работы и наблюдать в период эксплуатации;

  • нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения;

  • работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производит разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага;

  • вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;

  • работать с грузовым, шлюпочным, швартовым и палубным устройствами;

  • работать на лебедках, брашпиле, шпиле.

 

знать:

  • назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств;

  • правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;

  • такелаж и такелажное оборудование; инструменты, используемые при такелажных работах; материалы для такелажных работ;

  • устройство, правила эксплуатации и ремонта палубных технических средств;

  • требования правил и инструкций по содержанию судовых палуб и помещений;

  • правила пользования грузоподъемными механизмами;

  • способы выполнения слесарных и малярных работ в соответствии с квалификацией матроса 2-го разряда;

  • основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении;

  • основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курсы, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;

  • назначение, классификацию, характеристики навигационных карт,

  • методы определения положения судна;

  • назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;

  • задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 444 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 228 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –152 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося – 76 часов;

  • учебной и производственной практики – 216 часов.

 

 

5. Контроль и оценка результатов освоения программы ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций.

 

Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности — для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

 

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 1.1 Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.

  • демонстрация понимания процесса проработки маршрута перехода и подготовки судна к переходу;

  • демонстрация умения определять местоположение судна и вести счисление.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ, защиты курсового проекта (работы).

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 1.2 Маневрировать и управлять судном.

  • демонстрация понимания установленных норм и правил;

  • демонстрация понимания порядка несения ходовой и стояночной вахты.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 1.3 Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

  • демонстрация знания принципов работы технических средств судовождения и связи;

  • демонстрация практического знания навигационного использования технических средств и организации связи.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.1 Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

  • демонстрация понимания организации по обеспечению транспортной безопасности.

 

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.

  • демонстрация практических навыков и умений в борьбе с поступающей забортной водой.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

ПК 2.3 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

  • демонстрация понимания организации проведения учебных тревог, предупреждения пожара и при тушении пожара.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.4 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

  • демонстрация понимания организации действий подчиненных членов экипажа судна при авариях.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.5 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

  • демонстрация практических навыков и умений при оказании медицинской помощи пострадавшим.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.6 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

  • демонстрация понимания организации действий подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна;

  • демонстрация практических навыков и умений при использовании спасательных средств.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 2.7 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

  • демонстрация понимания организации действий подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 3.1 Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.

  • демонстрация понимания организации грузовых перевозок;

  • демонстрация знаний и умений выполнять требуемые расчеты и составлять необходимые документы.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ, защиты курсового проекта.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 3.2 Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.

  • демонстрация знаний нормативных документов по обеспечению перевозки опасных грузов.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и лабораторных работ, защиты курсового проекта.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 4.1. Выполнять судовые работы.

  • обоснованный выбор инструментов и материалов для выполнения работ.

  • соблюдение технологии выполнения ремонтных работ.

  • осуществление контроля качества произведенных работ в соответствии с требованиями нормативных документов.

  • демонстрация соблюдения правил техники безопасности при выполнении слесарных и слесарно-монтажных работ.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и результатов учебной и производственной практик.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 4.2. Применять технические средства и инструменты.

  • обоснованный выбор и применение инструментов.

  • обоснованный выбор материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделия в соответствии с назначением и условиями эксплуатации.

 

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и результатов учебной и производственной практик

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 4.2. Соблюдать правила несения судовой вахты.

  • выполнение своевременных проверок судовых устройств и их деталей;

  • составление планов судовых работ;

  • соблюдение правил получения, хранения и учета аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения;

  • выполнение технологии подготовки и установки лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом;

  • выполнение проверки исправного состояния водной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев;

  • выполнение правил проверки готовности судна к выходу в рейс: подготовка открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по походному палубных устройств, грузов;

  • соблюдение правил управления палубными техническими средствами;

  • выполнение технологии такелажных, плотницких и малярных работ;

  • соблюдение правил техники безопасности труда.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и результатов учебной и производственной практик

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 4.4. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.

  • соблюдение правил управления рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, согласно системе команд и докладов при управлении рулем;

  • выполнение правил наблюдения за работой курсоуказателей и рулевого устройства, сличения показаний гироскопического и магнитного компасов;

  • ведение наблюдения за окружающей обстановкой, водной поверхностью, горизонтом и звуками;

  • выполнение требований по обеспечению движения судна в заданном направлении;

  • соблюдение требований при управлении по створу;

  • выполнение требований при управлении по отдаленному ориентиру, выявлении дрейфа и сноса по течению при управлении по отдаленному предмету;

  • соблюдение режима работы главных двигателей при выполнении команд на руль во время маневрирования и влияния скорости судна на изменение направления движения в зависимости от угла перекладки руля;

  • выполнения контроля местоположения и движения судна с помощью береговых ориентиров, средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи, определение направления и расстояния до них.

 

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и результатов учебной и производственной практик.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

ПК 4.5 Осуществлять швартовые операции согласно судовому расписанию.

  • соблюдение правил подготовки к действию швартовных механизмов;

  • наблюдение за обслуживанием их в период эксплуатации;

  • осуществление действий по безопасной подаче, травле и креплению швартового троса;

  • выполнение правил при работе на шпиле (брашпиле), лебедке;

  • соблюдение правил техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную.

Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий и результатов учебной и производственной практик.

Итоговый контроль в форме экзамена (квалификационного) с учётом теоретической и практической подготовки.

 

 

Результаты(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

  • демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.

  • демонстрация навыков владения письменной и устной речью на русском и иностранном (английском) языке.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ во время учебной и производственной практик.

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

 

 

5.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников.

 

Организация государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников проводится в соответствии с требованиями нормативных документов.

Целью ГИА является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований и дополнений к ним (при наличии) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, а также его профессиональных компетенций.

Видами государственных итоговых аттестационных испытаний являются:

  • Государственные итоговые экзамены по специальности с обязательной аттестацией по практической подготовке (по усмотрению образовательной организации);

  • защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта).

Конкретные виды ГИА устанавливаются образовательным учреждением, с учетом требований нормативных документов.

Результаты аттестационных испытаний, включенных в ГИА, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

К государственной итоговой аттестации допускается выпускник, успешно завершивший в полном объеме прохождение программы подготовки специалистов среднего звена, в том числе все виды практик и предоставивший документы, подтверждающие освоение общих и профессиональных компетенций.

Программа государственной итоговой аттестации является частью ППССЗ СПО и включает:

  • вид государственной итоговой аттестации;

  • объем времени на подготовку и проведение ГИА;

  • сроки проведения ГИА;

  • необходимые экзаменационные материалы;

  • условия подготовки и процедура проведения ГИА;

  • формы проведения ГИА;

  • критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.

Программа ГИА доводится до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала ГИА.

Для проведения государственной итоговой аттестации создается Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) в порядке, предусмотренном Положением о государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Решение о присвоении выпускнику квалификации по специальности и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании принимается Государственной экзаменационной комиссией по результатам всех этапов и видов, включенных в ГИА.