СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация программы подготовки квалифицированных рабочих
1.1. Общие положения
1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы
1.4. Нормативный срок освоения программы
2. Характеристика подготовки по специальности
3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)
4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотации)
5. Контроль и оценка результатов освоения СПО по ППКРС
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности
5.2. Требования к выпускным квалификационным работам
5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
1. Аннотация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
1. 1. Общие положения
Нормативно-правовую базу основной профессиональной образовательной программы по специальности составляют:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №857 от 02.08.2013 г., зарегистрирован Минюстом 20.08.2013 г, рег. №29759;
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ №464 от 14.06.2013 г, зарегистрирован Минюстом РФ 30.07.2013 г., №29200);
-
Устав техникума;
-
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №291 от 18.04.2013 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 14.06.2013 г. №28785);
-
Рекомендации Министерства образования и науки РФ по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2007 г.);
-
Документы, регламентирующие реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах профессиональных образовательных программ СПО;
-
Другие нормативно-методические документы Минобрнауки России;
-
Локальные акты образовательного учреждения.
1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускника:
-
выполнение судовых работ, управление судном по заданному курсу;
-
швартовка судна; погрузочно-разгрузочные работы;
-
техническое обслуживание корпуса палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, спасательных средств, противопожарного оборудования, имущества и инвентаря;
-
техническая эксплуатация рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
-
корпус судна;
-
палуба и надстройки;
-
грузовые и судовые помещения (кроме помещения машинно-котельного отделения);
-
танки пресной воды;
-
измерительные, приемные и воздушные трубы;
-
рангоут;
-
такелаж;
-
трапы и сходни;
-
кранцевая защита;
-
клинкетные двери и их приводы (кроме машинно-котельного отделения);
-
рулевое, грузовое, якорное, швартовное и буксирное устройства с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики);
-
спасательные средства;
-
противопожарное, аварийно-спасательное имущество.
1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы
Результаты освоения ППКРС СПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять полученные при освоении учебных дисциплин и междисциплинарных курсов знания, умения, а также приобретенный опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения ППКРС СПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Общие компетенции выпускника
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
Код |
Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций |
ВПД 1 |
Выполнение судовых работ |
ПК 1.1 |
Выполнять плотницкие работы. |
ПК 1.2 |
Выполнять столярные работы. |
ПК 1.3 |
Выполнять малярные работы. |
ПК 1.4 |
Выполнять такелажные работы. |
ПК 1.5 |
Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий. |
ПК 1.6 |
Применять технические средства и инструменты. |
ВПД 2 |
Несение ходовых и стояночных вахт |
ПК 2.1 |
Соблюдать правила несения судовой вахты. |
ПК 2.2 |
Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства. |
ПК 2.3 |
Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию |
ПК 2.4 |
Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств. |
ПК 2.5. |
Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты. |
ВПД 3 |
Погрузочно-разгрузочные работы |
ПК 3.1 |
Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза. |
ПК 3.2 |
Принимать и сдавать грузы. |
ПК 3.3 |
Размещать и крепить грузы. |
ПК 3.4 |
Руководить береговыми матросами и рабочими при осуществлении грузовых работ. |
ПК 3.5 |
Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки. |
ВПД 4 |
Обеспечение безопасности плавания |
ПК 4.1 |
Обеспечивать должный уровень транспортной безопасности. |
ПК 4.2 |
Применять средства по борьбе за живучесть судна |
ПК 4.3 |
Действовать по тревогам. |
ПК 4.4 |
Оказывать первую медицинскую помощь |
ПК 4.5 |
Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства. |
1.4. Нормативные сроки освоения программы
Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:
-
на базе среднего общего образования – 10 месяцев;
-
на базе основного общего образования – 2 года 5 месяцев.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
-
на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
-
на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.
2. Характеристика подготовки СПО по ППКРС
Реализация СПО по ППКРС осуществляется в соответствии с регламентирующими документами, указанными в пункте 1.1. и регламентируется документами образовательной организации: учебным планом, программами учебных дисциплин (модулей), практик, календарным учебным графиком, методическими материалами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.
Образовательная программа по профессии предусматривает изучение следующих учебных циклов:
-
общепрофессиональный цикл;
-
профессиональный цикл.
Профессиональный цикл состоит профессиональных модулей, в составе которых предусмотрены: учебная и производственная практики.
Инвариантная часть ППКРС составляет 576 часов, вариативная часть – 144 часа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика – 684 часа (19 недель).
Вариативная часть образовательной программы (144 часа) распределена следующим образом:
-
42 часа расходуется на углубление знаний по общепрофессиональным дисциплинам;
-
102 часа отводится на углубление подготовки по профессиональным модулям с учётом пожеланий работодателей.
По профессиональным модулям проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированных зачётов и экзаменов. Итоговая аттестация по каждому из профессиональных модулей предусмотрена в форме квалификационного экзамена с учётом результатов учебной и производственной практик. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации рассматриваются на предметно-цикловых комиссиях.
Учебная практика (производственное обучение) в объёме 180 часов проводится в период теоретического обучения по профессиональным модулям. Производственное обучение в количестве 126 часов проводится рассредоточено в учебных мастерских техникума в рамках профессионального модуля ПМ.01 Выполнение судовых работ, 24 часа – ПМ.02 Несение ходовых и стояночных вахт, 12 часов – ПМ.03 Погрузочно-разгрузочные работы, 18 часов – ПМ.04 Обеспечение безопасности плавания. По окончании учебной практики проводится дифференцированный зачёт.
В ПМ.04 Обеспечение безопасности плавания 18 часов учебной практики отводятся на отработку практических навыков по использованию спасательных средств.
Производственная практика проводится концентрированно после промежуточной аттестации во втором полугодии. Для прохождения практики учащиеся по 2-3 человека распределяются на суда по договорам с предприятиями, за практикантами закрепляются наставники из числа командного состава судна. Во время плавательной практики обучающиеся приобретают практический опыт, предусмотренный в содержании ППКРС СПО, овладевают общими и профессиональными компетенциями в соответствии с запросами регионального рынка труда и запросами работодателей.
Цели, задачи, программы практики и формы отчётности разрабатываются и утверждаются предметно-цикловой комиссией профессионального цикла. Аттестация (комплексный дифференцированный зачёт) по итогам производственной практики проводится на основании предоставленного отчёта, подтверждённого документами соответствующих организаций.
Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация. Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является предоставление выпускником документов, подтверждающих освоение им компетенций при изучении теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе могут быть предоставлены отчёты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работы определяются предметно-цикловой комиссией профессионального цикла с участием работодателей на основании порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников техникума по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 26.01.07 Матрос.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации СПО по ППКРС
Образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Содержание каждой учебной дисциплины и профессиональных модулей размещено на сайте техникума.
Внеаудиторная работа обучающихся также обеспечена методическим сопровождением.
Все студенты техникума имеют доступ к библиотечной системе, в фондах которой имеются учебные пособия по учебным дисциплинам и содержанию ППКРС. В библиотеке имеются печатные и электронные издания основной учебной литературы общеобразовательного, социально-экономического профессионального циклов образовательной программы. Также библиотечный фонд обеспечен справочными, периодическими изданиями, электронными учебно-методическими материалами по направлению подготовки.
Для студентов обеспечен доступ к сети Интернет.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплинам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю специальности.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, модуля.
Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Опыт деятельности на предприятиях водного транспорта является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Основные материально-технические условия для реализации ППКРС
Материально-техническая база техникума обеспечивает проведение всех видов занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной практике, практической и научно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом по профессии. Материально-техническая база техникума соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Для реализации образовательной программы в техникуме имеются:
-
учебные кабинеты и лаборатории, оснащённые наглядными пособиями, образцами материалов и техники, макетами, тренажёрами, оборудованием для практических занятий;
-
компьютерные классы, оснащённые профессиональными программами по специальности, мультимедийными обучающими комплексами;
-
учебные мастерские с необходимым оборудованием для проведения занятий по учебной практике;
-
спортивный зал для проведения занятий по дисциплине и тренажёрной подготовки.
Освоение обучающимися профессиональной программы проводится не только в кабинетах, лабораториях, мастерских техникума, но и на предприятиях, соответствующих профилю получаемой специальности.
Характеристика социокультурной среды ОУ, обеспечивающей развитие общих компетенций обучающихся
Техникум создаёт условия для развития общих компетенций обучающихся, формирования и укрепления нравственно-духовных, гражданских, общекультурных качеств личности. В учебном заведении постоянно работают кружки художественной самодеятельности и технического творчества, агитбригада, спортивные секции. Студенты имеют возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах различной направленности, в научно-исследовательской и поисковой работе, спортивных соревнованиях. С обучающимися проводятся внеклассные мероприятия: классные часы, беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми, передовиками производства, работодателями, ветеранами. В техникуме постоянно ведётся работа по формированию здорового образа жизни.
Для профилактики правонарушений проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, работает совет по профилактике. С обучающимися работает педагог-психолог.
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППКРС
В соответствии с ФГОС СПО оценка качества освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию.
3. Рабочие программы учебных дисциплин (аннотации)
Программы учебных дисциплин являются обязательной частью образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования.
Рабочие программы учебных дисциплин могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
В состав ППКРС по профессии среднего профессионального образования «Матрос» входят следующие учебные дисциплины:
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл
ОП.01 Основы инженерной графики
ОП.02 Основы электроники и электротехники
ОП.03 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
ОП.04 Теория и устройство судна
ОП.05 Безопасность жизнедеятельности
Учебная дисциплина ОП.01 Основы инженерной графики (аннотация)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Матрос.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
-
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
знать:
-
виды нормативно-технической и производственной документации;
-
правила чтения технической документации;
-
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
-
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации;
-
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 51 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 34 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося — 17 часов.
Учебная дисциплина ОП.02 Основы электроники и электротехники (аннотация)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Матрос.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
-
собирать простейшие электрические схемы;
-
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
-
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-
электротехническую терминологию;
-
основные законы электротехники;
-
типы электрических схем;
-
правила выполнения электрических схем;
-
методы расчета электрических цепей;
-
основные элементы электрических сетей;
-
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
-
схемы электроснабжения;
-
основные правила эксплуатации электрооборудования;
-
способы экономии электроэнергии;
-
основные электротехнические материалы;
-
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
-
принципы работы типовых электронных устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 81 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 54 часа;
-
самостоятельной работы обучающегося — 27 часов.
Учебная дисциплина ОП.03 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ (аннотация)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Матрос.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;
-
проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;
-
пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
-
использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;
-
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развёртывание отверстий, клёпку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
-
выполнять смазку деталей и узлов.
знать:
-
особенности строения металлов и сплавов;
-
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
-
основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;
-
виды обработки металлов и сплавов;
-
последовательность слесарных операций;
-
приёмы выполнения общеслесарных работ;
-
требования к качеству обработки деталей;
-
виды износа деталей и узлов;
-
основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;
-
основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;
-
назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;
-
оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ;
-
свойства смазочных материалов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 80 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.
Учебная дисциплина ОП.04 Теория и устройство судна (аннотация)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Матрос.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять информацию об остойчивости судна, диаграммы, устройства и компьютерные программы для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии судна и в случае частичной потери плавучести.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы;
-
национальные и международные требования к остойчивости судов;
-
теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
-
маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 72 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося — 36 часов.
Учебная дисциплина ОП.05 Безопасность жизнедеятельности (аннотация)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО Матрос.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь:
-
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-
применять первичные средства пожаротушения;
-
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
-
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-
основы военной службы и обороны государства;
-
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
-
способы защиты населения от оружия массового поражения;
-
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
-
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
-
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
-
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
-
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 32 часа;
-
самостоятельной работы обучающегося — 16 часов.
4. Рабочие программы профессиональных модулей (аннотация)
В состав программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО «Матрос» входят 4 профессиональных модуля:
-
ПМ.01 Выполнение судовых работ;
-
ПМ. 02 Несение ходовых и стояночных вахт;
-
ПМ.03 Погрузочно-разгрузочные работы;
-
ПМ.04 Обеспечение безопасности плавания.
ПМ.01 Выполнение судовых работ (аннотация)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Выполнение судовых работ является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.07 Матрос
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение судовых работ
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
-
Выполнять плотницкие работы.
-
Выполнять столярные работы.
-
Выполнять малярные работы.
-
Выполнять такелажные работы.
-
Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.
-
Применять технические средства и инструменты.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего и среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
эксплуатации технических средств и инструментов;
-
проведения профилактических работ по надводной и подводной части корпуса, а также внутри судовых помещений, в грузовых трюмах, танках пресной воды и балластных танках;
-
определения запасов воды в питьевых и балластных танках;
уметь:
-
осуществлять своевременные проверки судовых устройств и их деталей;
-
составлять планы судовых работ, распределять подчиненных;
-
обеспечивать безопасность судовых работ (включая опасные виды);
-
осуществлять получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения;
-
обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом;
-
следить за исправным состоянием водной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев;
-
проверять готовность судна к выходу в рейс: надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по-походному палубных устройств, грузов;
-
управлять палубными техническими средствами;
-
выполнять такелажные, плотницкие и малярные работы;
-
пользоваться такелажным инструментом;
-
ремонтировать и оснащать стоячий и бегучий такелаж парусного вооружения шлюпок;
-
готовить к действию швартовные механизмы, обслуживать их во время работы и наблюдать в период эксплуатации; подавать, травить, правильно крепить и отдавать швартовный трос, вести систематическое наблюдение за швартовым тросом при стоянке на швартовах; работать на шпиле (брашпиле), лебедке;
-
соблюдать правила техники безопасности при выполнении швартовных операций с помощью лебедки, шпиля, брашпиля и вручную;
-
принимать, хранить, выдавать и вести учет материально-технического снабжения по заведыванию;
знать:
-
устройство рангоута, такелажа;
-
назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств;
-
периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков, скоб и другого такелажного имущества;
-
правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень
-
выполняемых мероприятий;
-
основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей, особенности их применения на судах,
-
технологию нанесения красок на металлические поверхности;
-
такелаж и такелажное оборудование; инструменты, используемые при такелажных работах; материалы для такелажных работ;
-
пеньковые, стальные и синтетические тросы, их сравнительные характеристики; приемка, хранение и уход за тросами;
-
такелажные работы с тросами;
-
устройство, правила эксплуатации и ремонта палубных технических средств;
-
содержание и порядок разработки плана работ по корпусной части судна;
-
порядок составления ремонтных ведомостей;
-
требования правил и инструкций по содержанию судовых палуб и помещений;
-
перечень и порядок ведения документации по заведыванию;
-
нормы запасов пресной воды на судне, порядок ее приема, хранения и расходования;
-
правила пользования грузоподъемными механизмами;
-
способы выполнения плотницких, слесарных и малярных работ в соответствии с квалификацией плотника 3-го разряда, слесаря и маляра 2-го разряда;
-
правила разбивки и маркировки ручного лота и промерного троса;
-
порядок производства простых малярных, столярных и плотницких работ;
-
перечень авральных видов работ на судах.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 312 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов, включая:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося – 38 часов;
учебной и производственной практики – 198 часа.
ПМ.02 Несение ходовых и стояночных вахт (аннотация)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Выполнение судовых работ является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.07 Матрос
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Несение ходовых и стояночных вахт
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
-
Соблюдать правила несения судовой вахты.
-
Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.
-
Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.
-
Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.
-
Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего и среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты;
-
удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой курсоуказателей и рулевого устройства;
-
определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза;
-
управления палубными техническими средствами;
-
использования швартовных, рулевых устройств, палубных механизмов;
уметь:
-
нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения;
-
выполнять обязанности рулевого, переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно;
-
работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага;
-
определять компасный курс, курсовой угол;
-
пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации;
-
вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;
-
нести сигнальную вахту;
-
работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;
-
работать на лебедках, брашпиле, шпиле;
-
управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны и др.);
-
поднимать флаги расцвечивания;
-
обеспечивать надлежащее состояние и хранение сигнальных флагов и знаков, запасных сигнальных фонарей;
-
открывать и закрывать трюмы;
-
проводить техническое обслуживание грузовых стрел, судовых лебедок и кранов грузозахватывающих приспособлений;
знать:
-
основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;
-
определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия, применение магнитных компасов, склонение, магнитные курсы и пеленги, девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса, перевод и исправление румбов;
-
назначение, классификацию, характеристики навигационных карт, построение карты в различных проекциях, условные обозначения, прокладочный инструмент и методику решения задач на навигационных картах;
-
графическое счисление пути судна, определение расстояния, пройденного судном, назначение, устройство и принцип работы судовых лагов, поправку лага и ее учет, ручной лот, графическое счисление, плавание по счислению при отсутствии дрейфа и течения;
-
влияние ветра и течения на направление следования и скорость судна, учет дрейфа и сноса течением при прокладке пути;
-
методы определения места положения судна;
-
назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;
-
основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;
-
назначение, классификацию, применение, состав средств навигационного оборудования (системы ограждения);
-
способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;
-
основные понятия гидрологии: распределение воды и суши на земном шаре, рельеф дна, процессы, происходящие в Мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство;
-
характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования им;
-
рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;
-
команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем и их значение;
-
якорное устройство: назначение, классификацию, характеристику различных типов якорных устройств, конструкцию, принцип действия и техническую эксплуатацию;
-
якорные механизмы (брашпили и шпили): назначение, устройство, принцип действия и применение, безопасность труда при технической эксплуатации якорного устройства;
-
швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;
-
судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;
-
буксирное устройство: назначение, составные части, способы крепления на судне, способы подачи буксирных тросов на буксируемое судно и их крепление, правила вытравливания и выбирания буксирных тросов;
-
освидетельствование буксирного устройства и правила его технической эксплуатации;
-
безопасность труда при технической эксплуатации буксирного устройства;
-
портовые надзорные службы и их обязанности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 819 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 363 часа, включая:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 242 часа;
-
самостоятельной работы обучающегося – 121 час;
учебной и производственной практики – 456 часов
ПМ.03 Погрузочно-разгрузочные работы (аннотация)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Погрузочно-разгрузочные работы является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.07 Матрос
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Погрузочно-разгрузочные работы
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза.
2. Принимать и сдавать грузы.
3. Размещать и крепить грузы.
4. Руководить береговыми матросами и рабочими при осуществлении грузовых работ.
5. Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего и среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
подготовки трюмов и грузового комплекса к проведению грузовых операций;
-
сортировки, подборки и размещения грузов;
уметь:
-
обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям;
-
выполнять прием и сдачу грузов и багажа в трюмах и на палубе;
-
осуществлять выдачу грузов грузополучателям;
-
проверять маркировку и внешнее состояние «мест» груза и багажа;
-
осуществлять руководство и контроль за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки-выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузочно-разгрузочных работ, размещения груза в трюмах и на палубе, правил техники безопасности;
знать:
-
классификацию и свойства основных видов грузов, перевозимых на судах;
-
правила техники безопасности при проведении грузовых операций;
-
правила техники безопасности при эксплуатации грузоподъёмного оборудования;
-
грузовые устройства судна: классификацию, назначение, характеристику, устройство, размещение на судне, принцип действия и техническую эксплуатацию, захватные приспособления для грузов, оборудование грузовых люков, грузовые устройства танкеров, грузовые стрелы, лебедки, приспособления: назначение, устройство и правила технической эксплуатации, безопасность труда при технической эксплуатации грузовых устройств;
-
виды тары и упаковки;
-
виды маркировки грузов;
-
свойства грузов, правила их перевозки, погрузки-выгрузки, складирования и хранения;
-
правила пользования весами различных систем;
-
правила размещения, сепарирования и крепления;
-
государственные стандарты на тару и упаковку.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 240 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа, включая:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося – 28 часов;
учебной и производственной практики – 156 часа.
ПМ.04 Обеспечение безопасности плавания (аннотация)
Рабочая программа профессионального модуля является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии 26.01.07 Матрос в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Обеспечение безопасности плавания,
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
2. Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара.
3. Действовать по тревогам.
4. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
5. Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.
6. Предупреждать и предотвращать загрязнения водной среды.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области водного транспорта при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
-
действий по тревогам;
-
борьбы за живучесть судна;
-
выполнения указаний при оставлении судна;
-
использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
-
использования средств индивидуальной защиты;
-
действий при оказании первой медицинской помощи;
-
устранения последствий различных аварий.
уметь:
-
действовать при различных авариях;
-
применять средства и системы пожаротушения;
-
применять средства по борьбе с водой;
-
пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
-
применять меры защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях;
-
производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
-
управлять коллективными спасательными средствами;
-
предотвращать неразрешенный доступ на судно;
-
оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи.
знать:
-
нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
-
расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
-
порядок действий при авариях;
-
мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
-
особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
-
виды средств индивидуальной защиты;
-
мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
-
методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
-
виды и способы подачи сигналов бедствия;
-
способы выживания на воде;
-
виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;
-
устройства спуска и подъема спасательных средств;
-
порядок действий при поиске и спасании;
-
порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
-
мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
-
комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 354 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 156 часов, включая:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 104 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося – 52 часов;
учебной и производственной практики – 198 часов.
5. Контроль и оценка результатов освоения СПО по ППКРС
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций.
Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются инженерно-педагогическими работниками техникума и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются директором техникума после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением создаются условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения профессиональной практики.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
ПК 1.1. Выполнять плотницкие работы. |
Соблюдение технологии плотницких работ.
Соблюдение правил техники безопасности при выполнении плотницких работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 1.2. Выполнять столярные работы. |
Выполнение правил эксплуатации столярных инструментов. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении столярных работ. Обоснованное планирование ремонта мебели и оборудования в жилых помещениях. Соблюдение технологии столярных работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 1.3. Выполнять малярные работы.
|
Выбор видов и объёма покрасочных работ. Соблюдение технологии подготовки красок и материалов к работе. Обоснование выбора инструментов для малярных работ. соблюдение технологии покрасочных работ. Выполнение правил техники безопасности при проведении малярных работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 1.4. Выполнять такелажные работы. |
Соблюдение технологии подготовки инструмента к работе и уход за ним. Обоснованность объёма и последовательности выполнения такелажных работ с тросами. Технология использования такелажного инструмента и материалов для такелажных работ. Соблюдение правил техники безопасности при проведении такелажных работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 1.5. Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий. |
Технология подготовки инструмента к работе и уход за ним. Выполнение правил техники безопасности. Соблюдение технологии зачистки корпуса и металлических изделий. Выполнение технологии окрашивания металлических поверхностей. Обоснованность планирования судовых работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 1.6. Применять технические средства и инструменты. |
Выполнение правил подготовки технических средств и инструментов к работе и уход за ними. Соблюдение технологии технического обслуживания инструментов. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 2.1.Соблюдать правила несения судовой вахты |
Выполнение своевременных проверок судовых устройств и их деталей.
Составление планов судовых работ.
Соблюдение правил получения, хранения и учета аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально- технического снабжения.
Выполнение технологии подготовки и установки лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом.
Выполнение проверки исправного состояния водной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев.
Выполнение правил проверки готовности судна к выходу в рейс: подготовка открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по походному палубных устройств, грузов.
Соблюдение правил управления палубными техническими средствами. Выполнение технологии такелажных, плотницких и малярных работ. Соблюдение правил техники безопасности труда. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 2.2. Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства |
Соблюдение правил управления рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, согласно системе команд и докладов при управлении рулем.
Выполнение правил наблюдения за работой курсоуказателей и рулевого устройства, сличения показаний гироскопического и магнитного компасов.
Ведение наблюдения за окружающей обстановкой, водной поверхностью, горизонтом и звуками.
Выполнение требований по обеспечению движения судна в заданном направлении.
Соблюдение требований при управлении по створу.
Выполнение требований при управлении по отдаленному ориентиру, выявлении дрейфа и сноса по течению при управлении по отдаленному предмету.
Соблюдение режима работы главных двигателей при выполнении команд на руль во время маневрирования и влияния скорости судна на изменение направления движения в зависимости от угла перекладки руля.
Выполнения контроля местоположения и движения судна с помощью береговых ориентиров, средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи, определение направления и расстояния до них. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 2.3.Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию
|
Проверка готовности и подготовка швартового устройства к работе. Доклад о готовности к швартовым операциям.
Правила установки лоцманского трапа. Подготовка и обеспечение безопасности при приеме лоцмана на судно в ночное время.
Правила крепления к огону швартова бросательный конец и подача его на берег.
Выполнение команд и докладов при швартовых операциях.
Выполнение работы со швартовыми, накладывание швартов на кнехт, включение и выключение лебедки, надевание на швартов крысоотбойника, наблюдение за состоянием швартовых во время стоянки в порту.
Выполнение действий для предотвращения попадания швартова под работающий винт при отходе от причала. Выполнение докладов при отходе от причала.
Выполнение правил техники безопасности при швартовых операциях на судне. Выполнение действий при заводке швартов (огоном и серьгой) на береговые палы, береговые рымы и швартовые бочки. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 2.4. Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств
|
Подготовка рулевого устройства к работе и уход за ним.
Выполнение действий при переходе с основного на запасной и аварийный приводы руля в допустимых временных параметрах перехода.
Выполнение крепления якорных цепей по-походному.
Подготовка якорного устройства к отдачи якоря. Проверка работы брашпиля и шпиля
Подготовка якорного устройства к выборке якоря, контроль за якорной цепью и доклады на мостик при выборке якоря.
Выполнение ухода за швартовым устройством. Умение заделывать огоны синтетических тросов.
Выполнение крепления буксирного троса на буксируемом судне.
Выполнение ухода за тросами и канатами и раскрепления грузовых устройств по-походному. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 2.5. Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты
|
Выполнение поверки картушки шлюпочного магнитного компаса на застой.
Определение компасного курса, компасного пеленга, курсового угла, направления ветра и течения.
Выполнение проверки уровня поддерживающей жидкости гиросферы и сверка показаний на репитерах гирокомпаса в рулевой рубке и в румпельном отделении.
Выполнение замеров глубин с борта судна с использованием ручного лота.
Определение количества питьевой воды на судне с использованием футштока. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 3.1. Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза.
|
Обоснованный выбор перечня работ по подготовке помещений, грузовых трюмов и палуб к размещению пассажиров и груза.
Выполнение обязанностей матроса по подготовке судна к размещению грузов и пассажиров.
Соблюдение правил техники безопасности при подготовке судна к размещению пассажиров и багажа. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 3.2. Принимать и сдавать грузы. |
Выполнение порядка приёма и размещения грузов и багажа на палубах, в трюмах и помещениях судна. Соблюдение технологии осмотра и определения маркировки и внешнего состояния груза и багажа при приеме на борт. Выполнение порядка выдачи грузов грузополучателям согласно каргоплану, система докладов грузовому помощнику капитана. соблюдение правил безопасности при погрузочно-разгрузочных работах. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 3.3. Размещать и крепить грузы. |
Выполнение порядка размещения грузов.
Выполнение обязанностей стропальщика при подъеме и перемещении грузов.
Соблюдение порядка крепления грузов.
Использование средств строповки грузов и их применение для работы с грузами различной массы и размеров.
Выполнение правил техники безопасности при погрузке и креплении палубного груза. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 3.4. Руководить береговыми матросами и рабочими при осуществлении грузовых работ
|
Технология определения объёма работ и последовательности действий при выполнении грузовых работ.
Обоснованный выбор правил безопасности при выполнении грузовых работ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 3.5. Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки. |
Обоснованный выбор действий по зачистке трюмов и помещений, уборке палуб после выгрузки.
Соблюдение правил техники безопасности при зачистке трюмов и помещений, уборке палуб после выгрузки. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 4.1. Обеспечивать должный уровень транспортной безопасности. |
Выполнение организованных и быстрых действий при угрозе терроризма. Выполнение плана действий при досмотре судна, посетителей, вещей, багажа. Соблюдение правил несения вахты при уровне охраны 2. Выполнение всех действий при переходе на 3 уровень охраны. Выполнение правил обработки груза и доставки судовых запасов и снабжения при уровне охраны 1. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 4.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна. |
Обоснование применения и правильный выбор огнетушительных средств на судах при тушении различных видов пожаров. Выполнение плана действий при обнаружении пожара или дыма на судне. Обоснованный выбор способов тушения в случаях возгорания электропроводки и нефтепродуктов на судне. Обоснованный выбор средств и способов заделки пробоин в корпусе судна. Выполнение плана действий при угрозе затопления судна. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 4.3. Действовать по тревогам.
|
Соблюдение техники безопасности при действиях экипажа по тревогам. Обоснованный выбор расположения индивидуальных спасательных средств на судне. Формулирование основных положений расписания по тревогам. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 4.4. Оказывать первую медицинскую помощь. |
Обоснованный выбор помощи пострадавшим и угрозы для собственной безопасности. Выполнение требований по приведению в сознание пострадавшего от поражения электрическим током. Выполнение действий по остановке кровотечения у пострадавшего; Обоснованный выбор мер по оказанию помощи в случае ожогов, ошпаривания, поражения электрическим током. Выполнение накладывания повязки и использования материалов из аптечки первой помощи. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
ПК 4.5. Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства. |
Обоснованный выбор коллективных и индивидуальных спасательных средств. Соблюдение действий по проверке и использованию спасательного жилета. Выполнение действий по использованию термокостюма. Соблюдение действий по спуску и эксплуатации спасательной шлюпки. Выполнение действий по спуску и использованию спасательного плота. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация интереса к будущей профессии через участие во внеурочных мероприятиях, представление положительных характеристик с мест практик. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
Эффективность и качество выполнения поставленных профессиональных задач, рациональное планирование своей деятельности. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Оценка рабочей ситуации, проведение своевременного контроля и корректировка деятельности в соответствии с нормативной документацией. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Целесообразное использование различных источников информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Оформление результатов учебной и профессиональной деятельности с использованием ИКТ. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Корректное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, соблюдение норм этикета и профессиональной этики. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Демонстрация профессиональных навыков при исполнении воинской обязанности. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, при выполнении работ во время учебной и производственной практик. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
4.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Требования к выпускным практическим квалификационным работам — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании Положения о государственной итоговой аттестации выпускников по программе подготовки квалифицированных рабочих.
4.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников проводится в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников техникума и требованиями программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по профессии в части государственных требований к уровню подготовки выпускника, а также его профессиональных компетенций.
Видами итоговых государственных аттестационных испытаний по профессии 26.01.07 Матрос являются:
-
выпускная практическая квалификационная работа;
-
защита письменной экзаменационной работы.
Результаты аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
К государственной итоговой аттестации допускается выпускник, успешно завершивший в полном объеме освоение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 26.01.07 Матрос.
Программа государственной итоговой аттестации является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и включает:
-
вид итоговой государственной аттестации – выпускная квалификационная практическая работа и защита письменной экзаменационной работы;
-
объем времени на подготовку и проведение ГИА – 1 неделя;
-
сроки проведения ГИА – с 20 января по 25 января;
-
необходимые экзаменационные материалы – согласовываются с предметно-цикловой комиссией, представителями работодателей, утверждаются директором техникума;
-
условия подготовки и процедура проведения ГИА рассматриваются на предметно-цикловой комиссии профессионального цикла и утверждаются директором техникума;
-
формы проведения ГИА – устная защита письменной экзаменационной работы;
-
критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника разрабатываются на ПЦК, согласовываются с работодателями и утверждаются директором техникума.
Программа ГИА доводится до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала ГИА.
Для проведения и государственной итоговой аттестации создается Государственная экзаменационная комиссия в порядке, предусмотренном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Решение о присвоении выпускнику квалификации по профессии и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании принимается Государственной экзаменационной комиссией по результатам ГИА.